Главные причины поломки турбин

  • Многие владельцы автомобилей с турбированными двигателями, а также желающие приобрести подобный автомобиль, задаются вопросом — по какой причине выходят из строя турбины, и как предотвратить поломку?

    Некачественная смазка

    Причин, из-за которых турбокомпрессор преждевременно выходит из строя, несколько, но основная, по сути, одна — некачественная смазка. До 80% ремонтных случаев связаны именно с этой проблемой. Ротору турбокомпрессора на некоторых режимах работы приходится вращаться в своих подшипниках со скоростью свыше 100 тыс. об/мин. Поэтому в автомобиле действительно трудно найти другой агрегат, нуждающийся в эффективной смазке больше, чем турбина. Для сравнения: частота вращения коленвала в бензиновых двигателях обычно не превышает 8 тыс. об/мин, а дизелей — и вовсе 4,5 тыс. об/мин.

    Недостаточная прослойка масла

    Даже в конструкциях с подводом жидкости из системы охлаждения двигателя маслу попутно приходится охлаждать подшипниковый узел турбокомпрессора. Но такие модели турбин встречаются редко. В остальных масло полностью выполняет функцию охлаждающей жидкости для турбины. А турбокомпрессор нагревается выхлопными газами, проходящими через его турбинную часть, до температур свыше 700 °С . Также прослойка масла в подшипниковых втулках должна демпфировать ротор. Дело в том, что выхлопные газы не проходят через турбинную часть сплошным потоком, а бьют по лопаткам колеса турбины импульсами в соответствии с открытием-закрытием выпускных клапанов в цилиндрах двигателя. Масляный слой гасит возникающие от этих ударов колебания ротора.

    Используйте качественный продукт

    Что происходит, если в подшипниковый узел поступает плохо очищенное масло или в двигатель заправлено масло с изначально невысоким качеством, не соответствующим требованиям, изложенным заводской инструкцией по эксплуатации турбомотора? Или же масло подается в недостаточном количестве и под низким давлением? Втулки и ротор изнашиваются, и появляются недопустимые для нормальной работы узла люфты и зазоры. Масло быстро выдавливается из увеличенных зазоров, в подшипниках начинается полусухое трение. А это означает не только к износ, но и дополнительный нагрев. Масло низкого качества под действием высоких температур быстрее теряет смазывающие свойства и коксуется, продукты термического разложения попадают на уплотнительные кольца, что вызывает теперь уже и их износ.

    Повреждение от инородных тел

    Повреждения могут быть вызваны инородным телом, попавшим в компрессорную часть. Следы его воздействия видны на компрессорной улитке. Соль и песок приводят к эрозии и коррозии лопастей компрессорного колеса. Мягкое инородное тело, такое, как ветошь или бумага, может привести к поломке. Обычно при этом лопасти компрессорного колеса изгибаются, а в экстремальных случаях могут обломываться. Твердое инородное тело, попавшее в турбинную часть, обламывает лопасти турбинного вала. Даже маленькие объекты типа окалины с выпускного коллектора могут привести к значительным повреждениям лопастей турбинного вала из-за высокой скорости вращения.

    Опасность неисправных деталей

    Ускорить попадание турбины в ремонтную мастерскую может и двигатель. Льющие форсунки, сбитый угол опережения зажигания в бензиновом моторе и угол опережения впрыска топлива в турбодизеле, неработающие свечи зажигания — все это не только увеличивает температуру выхлопных газов, но и приводит к тому, что часть топлива сгорает не в цилиндре, а выбрасывается в турбину и горит уже там. В итоге перегрев и все связанные с ним «удовольствия». Еще один «подарок» турбокомпрессору от двигателя — масло, прорывающееся в камеру сгорания через изношенные поршневые кольца. Масло превращается в нагар, а его отложения способны, например, в турбинах с изменяемой геометрией лишить подвижности лопасти направляющего аппарата.

    Будьте бдительны

    Очередная рекомендация заключается в следующем. Автомобиль с турбодвигателем должен чаще посещать станцию диагностики, чтобы указанные выше неисправности двигателя выявлялись и устранялись на их самой ранней стадии. Затягивать надолго выяснение причин, почему мотор работает с черным дымом или начал подъедать масло, себе дороже. Чем позже владелец спохватится, тем внушительнее может оказаться сумма, необходимая на устранение неисправностей.

ООО «ТВК-Макс»
236038, Россия, Калининград, ул. Закатная, 15
(ориентир ул. Орудийная, 51)

+7-911-470-80-50
70-80-55
turbo@tvk-max.ru

Сайт сделал Макс

Яндекс.Метрика